Кровавое Воскресенье  

Кровавое Воскресенье было концом старого, из-за того, что это был последний крупный марш где тысячи и тысячи обычных людей вышли на улицы, чтобы выразить протест. Марш был объявлен властями незаконным, но был продолжен. Власти решили, что он слишком велик, чтобы попытаться им управлять. Когда марш приближался к концу, к точке назначения, к месту, в то время известному под названием Free Day Corner, часть толпы отделилась и начала атаковать отряды Британской армии. Армия в лице десантников, которые в предшествующий уикенд были вовлечены в драку с членами Католического сообщества в Derry, отреагировали в ответ. Они преследовали тех, кто бросал в них камни и, за пару минут, застрелили насмерть 13 человек - еще 14 позже скончалось от ран. Это было первое серьезное нападение на Католическое сообщество, которое в результате сплотило Католическое общество.
Вторая атака началась тогда, когда пропагандистская машина Британского правительства попыталась утверждать, что армия просто выполнила свои обязанности, из-за того, что преследовала людей идентифицированных в качестве носителей бензиновых бомб или людей с оружием. В конце концов, пришлось признать, что нет доказательств того, что кто-либо из тех, кого застрелили насмерть, нес ответственность за враждебные действия.

В результате Британские власти -не власти Юнионистов, а именно Британские власти в Северной Ирландии- продемонстрировали свою полную несостоятельность. Мнение мирового сообщества склонялось к обвинению их за то, что случилось в этот день. И крупные политические решения должны были быть приняты. Это означало, что в Конфликте больше нет аспекта гражданских прав; он перемещался из политики улицы в сторону простой войны между IRA с одной стороны- армией и полицией с другой; это означало, что Британскому правительству следовало отнять все полномочия у правительства Северной Ирландии. И, через два месяца после Кровавого Воскресенья, Британское правительство взяло на себя прямую ответственность за все, что происходит в Северной Ирландии.

Роспуск Парламента Северной Ирландии был весьма значимым в историческом плане. Впервые, Британия отняла власть у Протестантского населения и их политических лидеров. Это было огромный удар. Но произошло также нечто большее. После Кровавого Воскресенья, впервые последовала реакция на международное общественное мнение. Кроме того, это было реакция на то, что Британцы обнаружили - не управляя силами безопасности, контроль над которыми был сосредоточен в руках правительства Северной Ирландии, они не могли конторолировать войну.

Кровавое Воскресенье было водоразделом. Это - однозначно. Это событие привело в ряды IRA гораздо больше людей, чем что-либо, произошедшее до этого. Серьезное затруднение для Адамса и компании, было справиться с таким значительным потоком людей, так много их хотело вступить в организацию.

Это был серьезный урок для Британских властей. Он изолировал Юнионистское сообщество так, как оно никогда не было изолировано до этого, поскольку прямое правление было введено через два месяца. И психологический удар [по политической системе Северной Ирландии] был огромным.

После Кровавого Воскресенья, послужившего обоснованием, было введено Прямое Правление, которое некоторые люди расценили как победу в кампании, и, значит, кампанию следовало остановить и принимать то, что было достигнуто.... Умеренная часть Католического сообщества считала, что кампания IRA должна прекратиться.IRA верила, что те, кто так считал, направлялись тайными советами иерархов Католической церкви, политиканами-Конституционалистами севера и юга, людьми, которые приняли Раздел в числе первых, и людьми, которые были готовы к компромиссу и введению Британского правления в Ирландии. И, следовательно, их неприятель теперь решил, включить их в себя, как часть своего собственного сообщества.

...Существовало движение, которое имело историческую миссию, серьезную опору в религиозной системе символов, убеженное в своем собственном моральном превосходстве и уверенное в себе, которое верило, "Мы идем до конца пути, и мы не остановимся, прежде, чем придем туда." [Республиканское движение] считало введение прямого правления своеобразной победой. И, знаете, это видение- подобно скряге, утверждающему: "У нас есть много, мы можем получить еще больше." Они верили, используя их собственные слова, что " Британцы в бегах." И они боялись, что если они остановятся на этом этапе, то будут обмануты Британцами в дальнейшем. Таким образом, Республиканское движение сражалось на двух фронтах. Они сражались за историческую справедливость в своем понимании, которую они видели как движение в верном направлении. Они также боролись за контроль над всем движением в Ирландии, противостоящим Разделу, они хотели взять управление, не только от SDLP,являющейся Конституционалистской Партией, но от самого Ирландского правительства. И они верили, что история - на их стороне при достижении этой цели. Они спорили очень серьезно, что это долгая война, что мы должны продолжать, что есть люди в Католическом сообществе, которые являются политиканами-карьеристами, кто просто блюдет свои собственные интересы. Их не волнует судьба Ирландского народа, который в борьбе терял тысячи жизней на протяжении столетий. Они были частью исторического движения, IRA существовала, и они должны продолжить борьбу.

Они были вдохновлены введением прямого правления. Они видели, какой ущерб оно наносит их оппонентам-Юнионистам. Они верили, что Юнионисты начинут задавать вопросы о природе Британских гарантий, и, как результат, некоторые Юнионисты, согласятся с какой-либо формой Ирландского объединения. Sinn Fein на этом этапе издала документ, который говорил скорее о федеративной Ирландии, чем об объединенной Ирландии, говорил о соглашении... посредством чего было бы возможно для Протестантов контролировать свое собственное сообщество, иметь собственную автономию, но в Ирландии свободной от Британцев.

... Мемуары Британских политиков, относящиеся к этому времени сообщают нам, что они считали ошибкой вступление в переговоры, из-за того, что это было действие, вырабатывающее моральную уверенность, а не политический прагматизм. Мы можем предполагать, что, когда IRA имела встречи с Британскими политиками в 1972, у них не было квалифицированных посредников. У них не было опыта политического диалога. Они никогда ни с кем не спорили. Они были по существу сектой. Они говорили друг с другом. Они усиливали предубеждение друг друга. Никто не слушал их. Когда они вступили в диалог с неприятелем, у них не было возможностей, победить неприятеля в споре. И по этой причине, переговоры были напрасной тратой времени. С точки зрения Британского правительства, один из путей которым можно выиграть войну был раскол в Католическом сообществе. Католическое сообщество, как и в '70-х, было серьезно разделено во мнениях относительно того, как должна продолжаться кампания. Большинство, значительное большинство, сильно разочаровалось в кампании IRA. Они считали насилие аморальным, непродуктивным, приносящим вред своему собственному сообществу в экономическом и других планах, фактически, не только вбивающим клин между Ирландцами и Британцами, но также вбивающим клин между народом Ирландии и Северной Ирландии.


Кровавое Воскресенье
Начальная страница




Hosted by uCoz